Форум » Архив вопросов » Комбинации пород » Ответить

Комбинации пород

Guitmaker: Здравствуйте, Валерий! Хочу поблагодарить Вас за то, что не делаете из своего ремесла таины. Сам я, начинающий мастер из Ставрополя, нашел огромное количество "секретной" информации на Вашем сайте. Однако, один вопрос мучает меня до сих пор: "Как собрать инструмент с заданными звуковыми качествами?" Опыта у меня не так много, а вся информация в сети очень протеворечива. Одно я усвоил твердо - звук инструмента надо "выруливать" деревом, а не установкой других звукоснимателей. Если сочтете возможным, расскажите, пожалуйста, каким образом влияет на звук применение той или иной породы в различных частях инструмента, как звучат их комбинации, как подбирать древесину для инструмента со сквозным грифом, как Вы относитесь к нетрадиционным материалам, таким как плодовые деревья или древесина Че (шоколадное дерево), для изготовления электрогитар? Заранее благодарю.

Ответов - 57, стр: 1 2 3 All

Александр: Именно дерево формирует звук инструмена, электроника лишь снимает его, часто внося коррективы. Guitmaker пишет: как подбирать древесину для инструмента со сквозным грифом Вопрос по меньшей мере некорректен.

Guitmaker: Насколько я понял, боковины деки инструмента со скозным грифом играют корректирующую роль, а основное влияние оказывает именно гриф. Задам вопрос более конкретно... Собираю стрелу со сквозным грифом из ясеня (2 бруска), при этом распологаю боковинами, также из ясеня. Судя по всему, звук такого инструмента будет слишком жестким. Каким образом его можно смягчить, добавить нижней середины? Может наклеить топ, или сделать боковины из другой древесины?

Guitmaker: Созрел еще один вопрос... Что в большей степени влияет на звук гриф или дека? Возник он потому, что в процессе ремонта я заменил сломаный махагониевый гриф с палисандровой накладкой на ясеневый с накладкой из венге. При этом звук инструмента изменился кардинально и субъективно улучшился. Можно ли делать деку из какого-либо нейтрального материала, ольхи например, и добиваться нужного звучания изготовлением грифа из соответствующей древесины?


Guitmaker: Александр пишет: Именно дерево формирует звук инструмена, электроника лишь снимает его, часто внося коррективы. Правильно ли я понимаю, что звукосниматель не может ничего добавить к звуку инструмента кроме шумов? Меня смущает убеждение многих гитаристов в том, что хамбакер добавляет плотности в звук. По-моему, если "мяса" нет в звуке дерева, то его не вытянешь никаким датчиком...

Александр: Guitmaker пишет: Правильно ли я понимаю, что звукосниматель не может ничего добавить к звуку инструмента кроме шумов. Он может усилить/выделить/скрыть то, что уже есть. Guitmaker пишет: Насколько я понял, боковины деки инструмента со скозным грифом играют корректирующую роль, а основное влияние оказывает именно гриф. Все влияет. Guitmaker пишет: Судя по всему, звук такого инструмента будет слишком жестким. Ясень разным бывает... очень разным... Guitmaker пишет: Возник он потому, что в процессе ремонта я заменил сломаный махагониевый гриф с палисандровой накладкой на ясеневый с накладкой из венге. При этом звук инструмента изменился кардинально и субъективно улучшился. Изначально, наверное, гриф был серийным?

Guitmaker: Гриф был серийным, пока на него не сели... Неужели это настолько влияет на звук? Хотя, если учесть, что гитара недорогая.... Обычно я использую белый ясень, которым когда-то пользовался Fender. Слышал, что есть еще болотный, но сталкиваться с ним не приходилось.

Александр: Guitmaker пишет: Неужели это настолько влияет на звук? Хотя, если учесть, что гитара недорогая.... Не нужно ждать чудес от поточного производства. Даже от дорогих инструментов.

Guitmaker: Александр, а Вы тоже мастер?

Александр: Guitmaker пишет: Александр, а Вы тоже мастер? Да, но лучше на "ты".

Guitmaker: Скажи, пожалуиста, доводилось ли тебе в своей практике сталкиваться с древесиной Че? В нашем городе туговато с древесиной для накладок, но я нашел один магазин, который торгует элитным паркетом (чем богаты...). Механические характеристики паркета че впечатляют. Древесина очень твердая, износостойкая, плотность 1100 кг/м^3, не содержит пор, как палисандр, и полируется "в стекло". К сожалению мне ничего не известно о его звуковых качествах. Кстати, в этом же магазине обнаружилось несколько разновидностей эбена: лунный и пламенный (макасар). Хотел бы узнать, можно ли эти породы использовать для накладок и чего от них ждать... Также мне подвернулось несколько приличных сухих пеньков груши - можно ли ее использовать для деки?

Александр: Guitmaker пишет: К сожалению мне ничего не известно о его звуковых качествах. Простучи, послушай. Guitmaker пишет: Хотел бы узнать, можно ли эти породы использовать для накладок и чего от них ждать... Ниразу не держал лунный эбен в руках, видел только на фото. Меня смущают светлые участки, они же будут пачкаться... просто очень нелюблю лакированные накладки... Пламенный можно точно. Guitmaker пишет: Также мне подвернулось несколько приличных сухих пеньков груши - можно ли ее использовать для деки? Опять же не сталкивался с ней лично. Из плодово-ягодных только доска черешни есть на гриф, но в ближайшее время до нее точно руки не дойдут...

Guitmaker: Че я простучал еще на складе - убедился в том, что акустическая ось параллельна кромке. Звук гулковат, с большим числом гармоник, сустейн офигенный. Изначально паркетина имеет толшину 15 мм, думаю, что при толщине 6 мм усилится резонанс в верхах.

Guitmaker: А каким образом влияет на звук угол наклона головы грифа?

Nic: Звук яненя будет примерно по верхам. Гриф давно весь мир делает кленовым и не надо изобретать велосипед.

Nic: Угол наклона грифа влияет только на удобство игры. Деается для того, чтобы бридж поставить. Если в Страте сделать угол, то не хватит резебы для поднятия струн над грифом.

Александр: Nic пишет: Угол наклона грифа влияет только на удобство игры. Деается для того, чтобы бридж поставить. Да ну... Только не надо рассказывать, что в страте все правильно потому, что это фендер. Это поточное производство, которое ставит перед собой задачу снижения издержек, пусть и в ущерб результату. Или, быть может, у тебя достаточно опыта, чтобы поспорить аргументированно? Nic пишет: Если в Страте сделать угол, то не хватит резебы для поднятия струн над грифом. А если повторить школьный курс геометрии станет понятно, что, дабы избежать подобной проблемы, достаточно посадить гриф чуть глубже. Прошу прощенья, если этот пост покажется кому-нибудь слишком резким, просто просторы глобальной паутины и без того содержат массу откровенно бредовой информации, не стоит плодить ее и здесь.

Мастер: Наконец то добрался до темы У меня есть приятель - гитарный мастер, с которым мы давно дружим и помогаем друг другу и материалами и комплектацией и советами Он в основном занимается сейчас акустиками, как серийными так и штучными, но и электро тоже делает Умный, веселый и адекватный человек Мы иногда заводим с ним разговор о тонкостях гитарного звука и проч. и недавно он мне сказал: - "Когда я сделал вторую гитару в жизни, я подумал что я уже все понял и все знаю, но когда я делаю уже не первую сотню, то я понял что не понимаю ничего" Тысячи великих гитаристов играет на Фендерах, где нет угла наклона головы и столько же играет на Гибсонах, где угол в 17 градусов наклона их тоже не особо беспокоит. Добавлю , как гитарист, что большой угол создает проблемы с настройкой (на это многие жалуются) т к напряжение струн от колков до порожка и да лее до бриджа бывает сложно уравновесить из за большого давления на порожек и соответсвенно большого трения. Я иногда умышленно уменьшаю угол на ЛП и это работает в пользу стабильности строя. Вы решите для себя - КТО ВЫ? Анализатор звука или мастер? Я повторюсь но еще раз скажу, - не путайте КАЧЕСТВО ИНСТРУМЕНТА и КАЧЕСТВО ЗВУКА Делайте качественные инструменты , музыканты это оценят и сделают качественный звук PS Как то один молодой мастер (ученикк известного мастера) в разговоре со мной сказал - "мне заказывают инструмент из определенных пород, но я слушая СЭМПЛЫ которые они ему приносят, подобие звука которые они хотят получить - убеждаю их что они обсалютно нге правы, и предлагаю им другие определенные комбинации пород" Может я рискую растерять своих заказчиков , но после такого разговора я чувствую себя ИДИОТОМ. Когда я только после 6-й,- 7-й поездки в Закарпатье нашел приличный кленн у скрипичных мастеров, и он пройдет тоже самое - тогда мы с ним еще поговорим. С Новым Годом, с Новыми Гитарами!

Guitmaker: Nic пишет: Гриф давно весь мир делает кленовым и не надо изобретать велосипед. Грифы бывают разные: кленовые, махагониевые, черешневые, яблоневые, грабовые, ореховые, венге, падук...... Поточное производство - не весь мир. Чем больше узнаю, тем больше понимаю, что нет жестких стандартов для кастомайзинга - все зависит от того, что ты хочешь получить. Ясень мне нравится этетически, да и механические свойства впечатляют. Тем, кто сам заготавливает древесину будет интересно: У знакомого краснодеревщика узнал старинный способ сушки древесины, согласно которому перед сушкой бревно надо долго варить в кипящей воде. При этом внутриклеточная влага каким-то образом переходит в межклеточное пространство не разрывая клеточных мембран. После такой обработки древесина сохнет быстрее, но сохраняет свою структуру и механические свойства.

funnyvalentine: Guitmaker пишет: Грифы бывают разные: черешневые, яблоневые, грабовые, ореховые...... Интересненько, если не сложно раскажи или покажи где, кто делает грифы из данных пород. И вообще что из этого получается.

Мастер: Guitmaker пишет: Тем, кто сам заготавливает древесину будет интересно: У знакомого краснодеревщика узнал старинный способ сушки древесины, согласно которому перед сушкой бревно надо долго варить в кипящей воде. При этом внутриклеточная влага каким-то образом переходит в межклеточное пространство не разрывая клеточных мембран. После такой обработки древесина сохнет быстрее, но сохраняет свою структуру и механические свойства. Я много раз слышал о таком способе, но это всего лишь способ ускорить сушку предотвратив расстрескевание Я лично был на фабрике по производству пианино в цехе сушки Там производство и там свои законы- дерево перед сушкой пропаривают и через несколько дней в работу. Неужели можно так наивно пологать , что кипечение не разрушает макроструктуру ? Известно что влага в дереве находится как в межклеточном пространстве , так и внутри клеток. Межклеточная - уходит давольно быстро . При ускоренной сушке влага разрывает клетки , тем самым нарушая макроструктуру, и только длительная естественная сушка позволяет влаге постепенно уйти из клеток не разрушив её. Кипячение - это ,по-моему что то ближе к получению целлюлозы.

Guitmaker: Мастер пишет: только длительная естественная сушка позволяет влаге постепенно уйти из клеток не разрушив её. А сколько, по-вашему, необходимо продержать древесину перед началом работ? Я, конечно, понимаю, что чем дольше тем лучше, но не уверен, что мои внуки продолжат мое дело...

Guitmaker: А сколько, по-вашему, необходимо выдерживать древесину перед началом работ?

Мастер: я считаю не менее чем через три года, при условии , что она хранилась в хороших условиях.

Мастер: Ну кто скажет, какой здесь будет звук?

Geovanni: ну нифига себе басевич... просто нет слов

serste: Два с общим основанием - это по принципу камертона, чтобы колебания усиливались на резонансной частоте! Так что это - "бас одной ноты"! Интересно какой?

Александр: Мастер пишет: Ну кто скажет, какой здесь будет звук? Мертвый. Такое колличество переклеек сделает инструмент излишне жестким, лишив его возможности нормально резонировать.

Guitmaker: Жестак! Чем-то на "Орфей" похожа. А как насчет грифов, склеяных из нескольких кусков различной породы? Есть ли золотая середина?

Guitmaker: А вообще интересно, зачем такой бас нужен? Да еще с одинаковыми датчиками? Обычно так делают чтобы совместить два разных инструмента, а здесь..... К тому же, я не слышал, чтобы на басу, как на стике играли....

Guitmaker: SOS! Пытаюсь вручную сточить 15-миллиметровую плашку из Че до толщины накладки на гриф - за месяц сточил 2 мм........ По износостойкости Че превосходит эбен. Можно ли этот процесс как-то механизировать имея банальный инструмент?

Мастер: Часть 1, изготовление деки (40,3 Мб) http://www.sendspace.com/file/ay07eh Часть 2, изготовление грифа (40,2 Мб) http://www.sendspace.com/file/8gbdlu Часть 3, изготовление звукоснимателей (15,0 Мб) http://www.sendspace.com/file/w1apuq Часть 4, сборка и тест (19,9 Мб) http://www.sendspace.com/file/h2xlku

Фокин Илья: Хо-хо, надо, же, это же я риповал видео, как говорится собака лает, ветер носит. стопудово Мастеру это передал Unicorn

Александр: Валера, вот видео с чарвела: http://ifolder.ru/5439793 Видео Коха ищут.

Мастер: Фокин Илья пишет: Хо-хо, надо, же, это же я риповал видео, как говорится собака лает, ветер носит. стопудово Мастеру это передал Unicorn он самый

Фокин Илья: Вот выкладываю видео по изготовлению гитар (Передача на дискавери "Как это работает") Сразу скажу, что передача целиком и помимо электрогитар там еще лодки и какие-то транспортные средства, поэтому тех кому трафика жалко я предупредил. Там двести метров. Видео про гитары начинается с 11-й минуты по 22-ю. http://www.sendspace.com/file/dt4i5z

прохожий: Фокин Илья подскажи какой номер серии это?

Фокин Илья: 76 серия (6 сезон)

прохожий: Спасибо. Вот тут ужато до 65 метров. http://rutube.ru/tracks/412499.html?v=51f466ed27825fbbdb5b0c09be916197

Слава: Привет, Валера! Добрался наконец почитать твой форум. Спасибо, много интересного. Но особенно понравилось вот это: Мастер пишет: Как то один молодой мастер (ученикк известного мастера) в разговоре со мной сказал - "мне заказывают инструмент из определенных пород, но я слушая СЭМПЛЫ которые они ему приносят, подобие звука которые они хотят получить - убеждаю их что они обсалютно нге правы, и предлагаю им другие определенные комбинации пород" Может я рискую растерять своих заказчиков , но после такого разговора я чувствую себя ИДИОТОМ. Когда я только после 6-й,- 7-й поездки в Закарпатье нашел приличный кленн у скрипичных мастеров, и он пройдет тоже самое - тогда мы с ним еще поговорим. "Молодой мастер" это я. Не хочу, чтобы это выглядело как оправдание, обвинение или что-то еще, но считаю, что любой мастер, если он мастер, должен иметь хотя бы общее представление о том, как звучат определенные сорта древесины и особенно как они влияют на конечный звук инструмента даже после всех обработок, усиления и вплоть до записи. Мы все-таки не двери делаем, чтобы разделять качество работы, материалов и звука. Серьезные музыканты всегда имеют вполне конкретное представление о том, какой звук им нужен. Нет не так, какой именно звук им нужен. Хороших звуков много, а правильных в данном конкретном случае - единицы. И для достижения этого правильного звука нужно наличие ряда условий, таких как составляющие цепочки звука (примочки, усилки, кабинеты), рецепт если хочешь. И одним из самых важных является изначальное звучание древесины гитары. И вот здесь встает вопрос о реальном мастерстве человека, который эту гитару делает, поскольку задача состоит не в том, чтобы просто "собрать" конструктор-гитару, а помочь заказчику правильно подобрать дерево, комплектующие и конструкцию с тем, чтобы получить требуемый результат в итоге, с учетом всей цепочки звука. 90% музыкантов понятия не имеют какое именно дерево им надо и что будет если склеить его не так, а этак, это задача мастера - понять и помочь клиенту с выбором. Хорошее звучание - понятие очень растяжимое. Хорошо звучать может и мега кастом за десятки килотонн денег и борисовская акустика, вопрос в том, какая стоит задача, кто оценивает и из чего он исходит. Не обижайся, но мне кажется, что уровень мастера определяется не тем сколько раз он куда-то ездил. P.S. Мы с тобой уже долго и плодотворно общаемся по телефону и не только, неужели ты все еще считаешь меня выскочкой? ))

Мастер: Слава пишет: P.S. Мы с тобой уже долго и плодотворно общаемся по телефону и не только, неужели ты все еще считаешь меня выскочкой? )) Неужели тебе в голову могла придти такая мысль? Ты прекрасно знаешь , что это не так - я же не переходил на личности. Слава пишет: но мне кажется, что уровень мастера определяется не тем сколько раз он куда-то ездил Слава, ты нааверное не в ту тему попал Здесь не обсуждается уровень мастерства Но мое твердое убеждение, что качество инструмента и качество ЗВУКА больше зависит от качества ДЕРЕВА , а не подбора комбинаций По твоему получается , что тысячи велиеих гитаристов играют на неправильных гитарах, и не знают что они хотят Ольха, клен , махагон, палисандр - Фендер , Гибсон. Теперь расскажи , что это не правмльные гитары всем тем, кто на них играет С кважением

Guitmaker: Можно вывести определенную закономерность: чем древесина мягче, тем больше резонирует в низах... Несмотря на различия в качестве можно отличить ясень от ольхи... А вообще я где-то слышал, что секрет хорошей гитары - тысяча и одна мелочь, которые необходимо учесть...

Слава: Мастер пишет: Слава, ты нааверное не в ту тему попал Здесь не обсуждается уровень мастерства Тогда к чему последнее предложение твоего "разносного" поста про поездки и поиск клена? Мастер пишет: Но мое твердое убеждение, что качество инструмента и качество ЗВУКА больше зависит от качества ДЕРЕВА , а не подбора комбинаций По твоему получается , что тысячи велиеих гитаристов играют на неправильных гитарах, и не знают что они хотят Ольха, клен , махагон, палисандр - Фендер , Гибсон. Теперь расскажи , что это не правмльные гитары всем тем, кто на них играет Я считаю, что качество звука в целом зависит и от того и от другого, и от рук музыканта, и от умений мастера. Просто у гитар есть свое целевое назначение. Мало просто сделать инструмент, который "звучит", качество звука - понятие очень относительное. Гитара, на которой одно счастье играть фанк, скорее всего будет совсем не в тему для игры техно-дэза. Если это заказной инструмент, который делается под определенного человека, то и звучать он должен так, как нужно заказчику, если он сам конечно знает, что ему надо. профессионалы обычно знают. Клэптон, слышал, на кастом шопе у фендер заказывал 7 гитар, из которых выбрал только одну, остальные продали с аукциона. Речь кстати идет не о количестве сортов и склеек, ты меня не правильно понял. Фендер и гибсон - классные инструменты, и играют на них классные музыканты. Только покупают они инструменты в магазинах, предварительно слушая и решая подходит он или нет. А если и заказывают, то четко знают что им нужно. Ван Халену peavey делали три варианта кабинетов, потому что по звучанию его устроил только тот, где было 11 слоев березовой фанеры, а не 7 или 9. А вам слабо так СЛЫШАТЬ? Мне слабо. Итог: так вот, именно для того, чтобы не делать 3 инструмента на выбор, мастер должен четко представлять, как и из каких деревях сделать гитару, чтобы клиент получил именно тот звук, который хотел получить заказывая гитару.

Мастер: Слава пишет: Тогда к чему последнее предложение твоего "разносного" поста про поездки и поиск клена? Потому что это громадный опыт общения с опытнейшими скрипичными мастерами, которые тебе объясняют, почему вот этот кусочек клена они не продадут тебе ни за какие деньги, а этот пожалуйста - бери, почему из этого они делают только гриф, а из этого режут нижнюю деку , почему они часто выбирают клнен исходя не из красоты фактуры, а по совсем другим критериям и т д. ( побывав однажды на конкурсе скрипичных мастеров в Киеве, просто за компанию с приятелем, видел скрипку с клена удивительной красоты. Хозяин ее гордо ходил , прицепив на пиджак значек "мастер", всем рассказывал , как этот клен снимали вертолетом с гор Кавказа. Его скрипка не заняла никакого места.На него жалко было смотреть ) Я не знаю , где еще можно получить такой опыт. Слава пишет: А вам слабо так СЛЫШАТЬ? Мне тоже слабо, поэтому я стараюсь по мере сил и возможностей, делать как иожно лучше инструменты, а не разлагольствовать о каких то обстрактных вещах . Если мастер не знает и никогда не слушал, что такое теххно-дэз - это уже не мастер?? Слава пишет: мастер должен четко представлять Мастер никому ничего не должен. Если не одолжал Если гитарист не имеет четкого представления из чего и для чего должен быть сделан его инструмннт, то лучше к мастеру не ходить. А если они не представляют, но все равно приходят, то мастер просто полагается на свой вкус, опыт , практику и интуицию. PS Я где то читал, что какой то известный мастер по классическим гитарам, из предложенным ему 1200 комплектов дерева, отбирал 50, а потом купив их , еще отметал половину. Там , как известно , многообразия пород нет. Так о чем мы спорим? Мне ли тебе рассказывать , что мы находимся на уровне - сделал гитару,продал-купил дерево Слава богу , что я немного выскочил из этой ситуации и только потому ,что есть параллельный маленький бизнес - торговля китайскими гитарами

Слава: Вот теперь все по теме и без словоблудия. Респект и уважуха ))) P.S. В конце концов как работать каждый мастер решает для себя сам...

Слава: Мастер пишет: Если мастер не знает и никогда не слушал, что такое теххно-дэз - это уже не мастер?? Перед каждым конкретным заказом я стараюсь получить максимум информации и о заказчике и о том, для чего ему нужен инструмент. Сейчас принял заказ на инструмент, который будет звучать в строе ля в mesa/boogie, и это очень сильно повлияло на конструкцию, паковку и конечно на "комбинацию пород". Посидели на точке у группы, послушали все гитары, которые были доступны и определили несколько ключевых моментов, которые принципиально скажутся на конечном звучании. P.S. На своем опыте могу судить, что высокое или низкое качество дерева не является гарантом какого-то результата. Слишком многие факторы должны быть учтены (неважно осознанно или интуитивно) и слишком много звезд на небе должно стать в определенную позицию, чтобы все получилось "правильно". Заказ гитары у мастера - это лотерея. И результат можно предвидеть, но невозможно угадать.

Мастер: Слава пишет: На своем опыте могу судить, что высокое или низкое качество дерева не является гарантом какого-то результата. Может быть. Но то что из г-на конфету не сделаешь - это однозначно. Проверено, и не только мной.

Слава: согласен на все 100%

Guitmaker: Рассказ Валерия о создании джазового арчтопа вдохновил на подвиг и меня - хочу сделать, для начала, акустику... Только ели у нас в городе днем с огнем не откопать Какую еще древесину можно использовать для изготовления верхней деки?

Мастер: Кедр, кавказская пихта. Все Как вариант, найти убитое пианино и извлечь из него деку Я начинал с этого Еще можно цимбалы и контрабас-балалайку

Guitmaker: Спасибо. Буду искать...

Прохожий: Кто тут за техно-дез спрашивал? Вот что это такое: http://www.youtube.com/watch?v=nMd8BN1Xt_8 Техно-дез - это лучшее что было придуманно человечеством в музыке

Админ: Прохожий пишет: Техно-дез - это лучшее что было придуманно человечеством в музыке Не поленился, скачал... Отличная музыка ! ! ! Такая душевная! Надо будет слова переписать. Пушкин - бездарь. Есенин - дилетант. Джоан Баез, Джери Гарсия - бессмысленные рифмоплеты. Джон Ленон - тот воще дурак на ярком фоне Cryptopsy. Когда наступит депрессия и будет казаться, что весь мир отвернулся, эта музыка будет бальзамом на сердце, единственным убежищем души в этом беспокойном, несправедливом мире. Самое прекрасное, что создало эпилептическая судорога ущербного поколения. Это то, что будут вспоминать на смертном одре, когда все остальное отойдет на задний план, уменьшится и размоется фокусным расстоянием отношения к вещам. Какой там Элвис Пресли?! Какой Луи Армстронг?! Кому они нужны?! Неудачники! Они ничего не создали. Их никто и не помнит. А эта отрыжка психоза и агрессии будет жить в веках, и дарить нам доброе, светлое, вечное. Искренне надеюсь, что не задел ни чьих религиозных, политических и националистических убеждений!

Мастер: Админ пишет: Надо будет слова переписать. Перепишешь - мне сбрось

Guitmaker: Очередной вопрос по дереву: Кто-нибудь работал с грабом? Чего примерно от него можно ждать?

Lucisferre: Валерий, скажите пожалуйста гриф из ясеня(так как у в моем городе ни как с кленом) это нормально или извращение? и темболее если корпус тоже из ясеня) ясень и белый есть и болотный.

master: Если нет клена - делай из ясеня нормапьно

Guitmaker: Ясень - классный материал для грифа, проверено на опыте! Вообще гриф лучше делать из твердых пород - в противном случае будут сильно гаснуть верхние частоты.



полная версия страницы